Проекты по разработке программного обеспечения отличаются итеративностью и постоянными изменениями, что может затруднять управление ими. Сроки выполнения проектов являются скорее оценочными, а обновления происходят постоянно.
Неудивительно, что известная методология Agile, которую сегодня используют многие отрасли и отдельные люди для управления всем — от консалтинга до повседневной жизни, — возникла как инструмент управления проектами для решения уникальных задач разработки программного обеспечения.
Но независимо от того, какой метод вы выбрали — Agile или другой, — управление проектами по разработке программного обеспечения требует подхода, соответствующего целям вашей команды.
Что такое управление программными проектами?
Управление программными проектами — это процесс согласования действий команд по разработке конечных результатов, задач и тестов. Это предполагает делегирование задач и контроль за ходом выполнения проекта до его завершения.
Разработка включает в себя создание нового программного обеспечения, выпуск обновлений и исправление существующих продуктов. Подходы к решению этой задачи различны. Можно использовать модель разработки, управляемой тестами (TDD), которая опирается на тестовые случаи, спринты (часть Agile-управления проектами) для быстрого создания функциональности по частям, или Six Sigma для улучшения процессов и командной работы.
Методики могут быть разными, но руководители проектов по разработке ПО всегда должны иметь план. Разработка программного обеспечения имеет слишком много подвижных частей, сдержек и противовесов, а также тестовых итераций, чтобы архитекторы проекта могли действовать в одиночку.
Процесс управления проектом: 4 фазы
Agile, Kanban, управление рабочими процессами — какую бы методологию ни использовала команда разработчиков программного обеспечения, основы ее работы схожи. Большинство проектов проходит по следующему пути:
- Инициация — заинтересованные стороны документируют цели и требования проекта, определяя объем работ. Прежде чем перейти к следующему этапу, руководитель проекта оценивает жизнеспособность проекта.
- Планирование и разработка — руководители проекта соотносят результаты с задачами и метриками. Команда определяет сроки, ключевые этапы и тесты продукта, соотнося эти процессы с требованиями проекта. Планировщики проекта также используют это время для распределения задач между членами команды.
- Реализация — команда выполняет задачи, работая в соответствии с графиком проекта. Руководители проекта отслеживают ход работ и корректируют план в случае неудачных тестов или сбоев в работе команды. Многие модели управления проектами включают в себя средства защиты от сбоев, например, ежедневные совещания, чтобы члены команды могли озвучить препятствия до того, как они негативно повлияют на рабочий процесс.
- Оценка — по завершении проекта команда собирает информацию для улучшения своей работы над будущими проектами. Для оценки успехов, препятствий и модификации процессов в будущих проектах команда может провести посмертное совещание или ретроспективу.

Преимущества инвестиций в планирование программных проектов
В отличие от разработки продуктов, разработка программного обеспечения обычно не предполагает создания осязаемого объекта, который команда могла бы наблюдать и «чувствовать», как он собирается воедино. Это затрудняет визуализацию успеха. Без плана работа может быть неорганизованной и даже бессистемной.
План разработки программного обеспечения устраняет эту неорганизованность и дает команде следующие преимущества:
- Способствует улучшению коммуникации — платформы управления проектами, такие как Ноушен, позволяют командам легко визуализировать то, над чем работают их коллеги, и общаться об этом, поскольку эти инструменты часто имеют компонент обмена сообщениями. А модели управления проектами поощряют проведение коротких, но частых совещаний для решения возникающих проблем и информирования всех участников.
- Обеспечивает эффективное использование ресурсов — когда вы распределяете ресурсы, такие как время, деньги и инструменты, на начальном этапе проекта, вы реалистично оцениваете временные и финансовые ограничения. Это позволяет избежать чрезмерных обещаний клиенту или перегрузок проектной группы.
- Создание документации — при планировании проекта создаются таблицы рабочих процессов, матрицы и технологические документы, которые можно адаптировать к будущим проектам. Рассматривайте этот аспект планирования как создание шаблонов — не говоря уже о возможности документировать и учиться на ошибках.
Примеры использования управления проектами разработки программного обеспечения
Вот некоторые способы, которыми специалист по планированию проектов может помочь команде разработчиков программного обеспечения:
- Спринты — «спринт» — это термин из методологии Agile, определяющий определенный период, в течение которого команды работают над конкретными частями общего проекта. Руководители проекта назначают задачи на спринт, сроки их выполнения, приоритеты и контролируют ход выполнения спринта.
- Road-mapping — составление «дорожной карты» продукта, когда менеджеры проекта определяют задачи, обязанности и цели проекта. После этапа составления «дорожной карты» менеджеры переносят план на этап создания прототипа.
- Исправление — руководители проектов используют инструменты планирования для сообщения об ошибках, позволяющие конечным пользователям отмечать проблемы. По мере возникновения проблем менеджеры проекта определяют их приоритетность и распределяют между членами команды для оперативного решения.
5 советов для руководителей программных проектов
Вот несколько действий, которые могут предпринять руководители программных проектов, чтобы улучшить впечатления команды и заинтересованных сторон от проекта:
- Произведите хорошее впечатление на своих сотрудников — дайте им понять, что вы готовы оказать им поддержку и устранить препятствия. Поощряйте членов коллектива к тому, чтобы они открыто высказывали свои проблемы, и поддерживайте открытое общение.
- Проводите эффективные собрания — проводите такие собрания, на которые члены команды ходят с удовольствием. Совещания должны быть короткими и продуктивными, с четкой повесткой дня и целями. Тщательно руководите ежедневными совещаниями, такими как стенд-ап или скрам, чтобы они соответствовали временным ограничениям и позволяли всем участникам информировать группу о ходе работы и препятствиях.
- Дайте другим работать — объясните, что, хотя в вашей должности и присутствует слово «управление», вы не обязаны присматривать за членами команды. Прелесть управления проектами заключается в том, что вы поручаете задания тем людям, которые лучше всего подходят для их выполнения. Доверяйте опыту и способностям других.
- Признание хорошо выполненной работы — разработка программного обеспечения — это сложная работа, связанная с написанием сложного кода. И разработчики часто работают по частям, решая задачи, которые могут оказаться недостаточно значимыми, чтобы заслужить одобрение клиентов. Но вы, как руководитель проекта, держите руку на пульсе проекта и можете оценить всю сложность этой работы. Похвала с вашей стороны повышает моральный дух и мотивирует команду не сворачивать с намеченного пути.
- Помогайте быстро решать проблемы — ежедневные совещания и тесное общение в команде позволят быстро обнаружить проблемы. Решайте их как можно быстрее, чтобы ваша команда не зашла в тупик. Разработка программного обеспечения состоит из множества подвижных частей, и если одна задача перестает выполняться, это может негативно сказаться на остальных частях проекта. Если вы не можете немедленно решить проблему, перестройте схему, чтобы затронутые ею члены команды могли продвинуться в решении других задач.
5 лучших инструментов управления проектами для вашей команды

Технология управления проектами поддерживает развитие технологий. Благодаря перечисленным ниже инструментам руководителям проектов больше не нужно вручную составлять доски Канбан или другие списки задач. Эти платформы для совместной работы упрощают создание и редактирование планов проектов и позволяют всем членам команды визуализировать работу:
- Ноушен — это подключенное рабочее пространство, которое можно настроить в соответствии с потребностями вашей команды. Храните все документы, отслеживайте проекты и дорожные карты в одном месте, а при возникновении вопросов получайте помощь от ИИ-помощника Ноушен.
- Trello — это панель управления проектами в стиле Kanban, предлагающая различные виды проектов, автоматизацию задач и интеграцию со сторонними приложениями, такими как Slack, чтобы команды могли общаться и планировать в одном месте.
- Jira предлагает функцию отслеживания проблем и проектов, что позволяет командам легко следить за ходом проекта и отмечать проблемы. Благодаря наличию готовых ресурсов, таких как шаблоны DevOps и шаблоны отслеживания ошибок, Jira является отличным выбором для разработчиков программного обеспечения.
- ClickUp предлагает настраиваемые представления проектов, доски для совместной работы, позволяющие проводить мозговые штурмы, и чат в приложении, способствующий общению и быстрому решению проблем.
- Monday объединяет программное обеспечение для управления проектами с инструментами маркетинга и управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) в единое рабочее пространство, достаточно гибкое для удовлетворения потребностей менеджеров проектов в различных отраслях.
Оптимизация задач с помощью Ноушен
Ноушен — это не просто инструмент, упрощающий рабочие процессы и централизующий задачи команды. Это еще и система поддержки, предлагающая множество шаблонов, позволяющих ориентироваться и экономить время. Руководители проектов могут воспользоваться нашей таблицей планирования задач, шаблоном конечных задач, дорожной картой проектов и встреч. У нас даже есть шаблон, специально предназначенный для жизненного цикла разработки программного обеспечения.